Наружная реклама в Москве первой половины XX века прошла сложнейший путь, став зеркалом драматических изменений в политике, экономике и общественной жизни. Этот период, охватывающий революцию, НЭП, сталинские пятилетки, Великую Отечественную войну и первые послевоенные годы, кардинально изменил не только внешний облик города, но и саму суть рекламного сообщения — от коммерческого призыва до идеологического инструмента. В этой статье прослеживается эволюция вывесок, объемных букв и световых конструкций на московских улицах, которые превратились из ярких свидетельств частной инициативы в строго регламентированные элементы государственной пропаганды.

К началу XX века Москва обладала богатой и разнообразной визуальной культурой вывесок. Как отмечают исследователи, рекламное оформление часто было делом рук профессиональных художников, а сами вывески создавались с почти художественной тщательностью. Мастера-вывесочники, многие из которых были выходцами из деревень или городских низов, проходили официальное обучение и вступление в цеха, что обеспечивало высокий уровень мастерства. Улицы города украшали не только живописные вывески с натюрмортами и сложными композициями, но и шрифтовые вывески с накладными объемными золочеными буквами, выполненными из металла, стекла или фарфора.

Революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война положили конец этой практике. Частная торговля была запрещена, а вместе с ней исчез и главный заказчик рекламы — предприниматель. Эпоха «военного коммунизма» стала временем почти полного исчезновения коммерческой наружной рекламы, уступившей место агитационным плакатам, призывающим к борьбе с врагами революции и мобилизации ресурсов.

1920-е годы: Эпоха НЭПа и краткое возрождение рекламы

С введением Новой экономической политики (НЭП) в 1921 году коммерческая реклама пережила короткий, но яркий ренессанс. Разрешение частной торговли привело к взрывному появлению множества магазинчиков, артелей и лавок, каждая из которых стремилась заявить о себе.

Вывески эпохи НЭПа

Вывески этого периода часто были ручной работы, создавались с некоторой долей провинциальной непосредственности, а порой и с грамматическими ошибками, что свидетельствовало о том, что их создатели не всегда обладали высокой грамотностью. Характерным примером служит вывеска артели «Хлебопёк» на Пречистенке, восстановленная в наши дни. Огромная надпись, сделанная прямо на штукатурке фасада, стала символом короткой эпохи расцвета частных артелей в первой половине 1920-х годов. В это время на улицах вновь появились вывески, рекламирующие конкретные услуги, такие как частный зубной врач, принимавший в своей квартире.

Световые конструкции и технологический прогресс

Несмотря на сложности времени, 1920-е годы стали периодом внедрения новых технологий. В Москве начала развиваться газосветная реклама (предшественница неона). Первые такие установки, созданные фабрикой свето-художественных работ, были довольно скромными, но они заложили основу для будущего развития световых конструкций в столице.

Таблица: Примеры вывесок эпохи НЭПа в Москве

Название/МестоположениеТип заведенияОсобенности
Артель «Хлебопёк» (Пречистенка, 15)ПекарняБольшая рукописная вывеска на фасаде, один из немногих случаев с подписью автора.
«Студен[т]ческих» вывески (Малая Бронная)НеизвестноДве вывески, на одной из которых допущена грамматическая ошибка, характерная для эпохи.
«Фруктовая лавка» (Лесная, 55)Прикрытие для подпольной типографииВосстановленная в советское время вывеска, маскировавшая нелегальную деятельность революционеров.

1930-е годы: Закат НЭПа и рождение государственной рекламы

Свертывание НЭПа и начало индустриализации ознаменовали новый поворот в истории рекламы. Частная торговля была окончательно вытеснена, а реклама стала инструментом государства, призванным не столько продавать, сколько информировать и воспитывать население.

Централизация и новые задачи

В 1930 году была создана фабрика свето-художественных работ при тресте «Мосгорсвет» — первая в стране фабрика по изготовлению рекламы и городского оформления. Это символизировало переход от кустарного производства к централизованной системе. Реклама теперь должна была «содействовать росту товарооборота» государственных магазинов, а ее эстетика стала другой. На смену вывескам с именами владельцев пришли стандартизированные названия: «Продовольственный магазин», «Булочная», «Мясо».

Развитие световой рекламы

Именно в 1930-е годы газосветная реклама перестала быть диковинкой и стала элементом городского пейзажа. В 1932 году на здании парка имени Прямикова near Таганской площади появилась первая в СССР газосветная установка с коротким словом «Сад». Эти конструкции, требовавшие сложного инженерного подхода, демонстрировали технологические амбиции молодого государства и стали прообразом будущих масштабных световых проектов.

Великая Отечественная война: Реклама как инструмент мобилизации

С началом войны в 1941 году вся коммерческая и бытовая реклама мгновенно сошла на нет. Уличное пространство Москвы заполнили плакаты иного рода: агитационные, призывные, информационные. Знаменитые работы «Окна ТАСС» стали главным визуальным языком улиц. Наружная реклама превратилась в мощное оружие пропаганды, призывающее к защите Родины, разоблачающее врага и поддерживающее дух горожан. Вывески магазинов, если и сохранялись, несли сугубо утилитарную информацию, часто соседствуя с указателями бомбоубежищ и противотанционными заграждениями.

Вторая половина 1940-х годов: Послевоенное восстановление и «квазиреклама»

После победы в 1945 году страна столкнулась с колоссальными задачами по восстановлению. Реклама этого периода, которую исследователи часто называют «квазирекламой», отражала общее состояние экономики и общества.

Регламентация и единообразие

В мае 1946 года Министерство торговли СССР утвердило строгие правила устройства вывесок и витрин. Каждый магазин обязан был иметь вывеску, эскизы которых утверждались на высшем уровне. Названия стали абсолютно единообразными и безличными: «Булочная-кондитерская», «Овощи», «Рыба». В этих вывесках не было места индивидуальности; они символизировали тотальную унификацию торговли под контролем государства.

Идеологические функции рекламы

Задача рекламы в конце 1940-х состояла не в том, чтобы убедить купить тот или иной товар, а в том, чтобы преподнести сам факт появления продуктов в магазинах как «очередную победу социалистического строительства» и «проявление заботы партии о трудящихся». Через рекламные образы и плакаты формировались две ключевые идеологемы:

  • Идея светлого будущего: Плакаты создавали ощущение изобилия и достатка, которое вот-вот наступит, призывая немного потерпеть (яркий пример — плакат Г. Шубиной «Обслужим культурно каждого посетителя» 1948 года).
  • Противопоставление «у нас» и «у них»: Массовые коммуникации формировали у граждан убежденность в превосходстве советского строя над капиталистическим, демонстрируя, что «у нас — все хорошо, а у них — все плохо».

Отмена карточной системы в 1947 году и проведение денежной реформы постепенно возвращали жизнь в мирное русло, что создавало объективную потребность в коммерческой рекламе. В 1948 году были воссозданы специализированные рекламные конторы «Созпищепромреклама» и «Союзторгреклама», что ознаменовало начало нового, пусть и жестко контролируемого, этапа в развитии отрасли.


Эволюция наружной рекламы в Москве с 1917 по конец 1940-х годов — это путь от хаотичного, но живого разнообразия НЭПа к тотальному государственному контролю и идеологизации. Вывески превратились из средства конкурентной борьбы частников в стандартизированные указатели государственных магазинов. Объемные буквы, бывшие в начале века атрибутом престижных заведений, практически вышли из употребления, уступив место плоским шрифтовым композициям и трафаретам. Световые конструкции, едва успев зародиться в 1930-е, в военное время служили целям маскировки, а в послевоенные годы лишь начали медленно возвращаться в городское пространство.

К концу 1940-х московская улица утратила ту яркую визуальную коммуникацию, которая была характерна для дореволюционного города. Однако именно в этот период были заложены основы той централизованной системы наружной рекламы и городского оформления, которая, претерпев значительные изменения, продолжила существование в последующие десятилетия. Опыт первой половины XX века наглядно показывает, что реклама — это не только экономический инструмент, но и тонкий культурный и политический индикатор, чутко реагирующий на все изменения в жизни общества.